Уровни сформированности самооценки
Отсутствие оценки | Ученик не умеет, не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя | Всецело полдагается на отметку учителя, воспринимает её некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценивать свои силы относительно решения поставленной задачи |
Адекватная ретроспективная оценка | Умеет самостоятельно оценивать свои действия и содержательно обосновывать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия | Критически относится к отметкам учителя, не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать; может оценить действия других учеников |
Неадекватная прогностическая оценка | Приступая к решению задачи, пытается оценить свои возможности относительно её решения, однако при этом учитывает лишь факт её знакомства или незнакомства, а не возможность изменения известных ему способов действия | Свободно и аргументировано оценивает уже решённые им задачи; пытается оценить свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, но не может этого сделать до решения задачи |
Потенциально-адекватная прогностическая оценка | Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности в её решении, учитывая изменение известных ему способов действий | Может с помощью учителя обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу, опираясь на анализ известных ему способов действия; делает это неуверенно, с трудом. |
Актуально-адекватная прогностическая оценка | Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в её решении, учитывая изменение известных способов действия | Самостоятельно обосновывает ещё до решения задачи свои силы, исходя из чёткого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ применения. |
Как видно из таблицы, у разных учеников действия самооценки различны. Различия определяются тем, наличествуют или нет у школьника потребность в оценке своих действий, опирается ли он в процессе самооценки на собственное мнение или же на отметки учителя, учитывает ли ученик содержание выполненных им действий или только сопутствующие случайные признаки, опирается ли он в процессе самооценки на собственное мнение или же на отметки учителя, может ли он заранее оценить свои возможности.
Убедительно просим Вас проявлять уважение ко мнению других пользователей сайта, соблюдать элементарные правила приличия, доброжелательность и ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Российской ФЕДЕРАЦИИ.