Биография

Много ли среди ваших знакомых людей, которые с детства мечтали стать учителями? Нет, не просто ставить оценки в журнал, а именно стать учителем, посвятив себя этому целиком? Уверена, что немного. А тех, кто после детских радужных мечтаний все-таки посвятил себя этой стезе? Наверное, единицы. Или вовсе нет… По-разному мы приходим в школу. Кто-то целенаправленно, после окончания института, кто-то просто оттого, что попытки найти другую работу оказались неудачными, и учительские судьбы у нас складываются неодинаково.

Случайно попав в школу после окончания Иркутского университета, я поняла, что случайностей не бывает. И что тяжело работать в школе только первые 20 лет! Главное – понимать, что вокруг ждущие, жаждущие знаний, пытливые ДЕТИ, которым от природы предназначено ОБУЧАТЬСЯ, и нет ничего более естественного, чем давать им возможность обучаться.

Наша учительская активность сейчас должна уступить активности наших учеников, а мы должны создать среду для их познания, творчества и роста. Не довлеть, авторитарно подталкивая к знаниям, а давать в руки инструменты для их самостоятельной «добычи». Мне важно научить своих учеников работать осознанно, самостоятельно, уметь сотрудничать и общаться. И для них я - рука помощи, которая приведет  к их собственным открытиям (а это ли не современные стандарты?).

«Учитель и ученик растут вместе». Мне близко это высказывание Конфуция, потому что учитель должен быть интересен своим ученикам. Я перестану быть учителем, когда во мне умрет ученик. Да, в идеале (вот он, идеал!) высший пилотаж – это когда ученик превзошел своего учителя. И я буду гордиться его достижениями, вместе с ним переживать радость успеха каждой ступени, на которую он поднялся. Но…

Я вспоминаю свой 11А. Классный час «Как воспитать подвиг». На слайде чуть сутулая фигура худощавого человека в очках и с небольшой бородкой. Широко раскрытые руки стараются обнять прильнувшие к  нему фигурки детей. Это Януш Корчак. Это он сказал нацистам: «Не все люди мерзавцы!» и вслед за своими учениками-воспитанниками вошел в газовую камеру. У него был выбор. Но для него выбора не было. Была уверенность - если не укрыть от гибели, то до конца быть с рядом. И Учитель читал детям сказки, отводя их мысли от смерти. После этого классного часа мы еще долго сидели и рассуждали о том, что подвиг – это всегда выбор. Но всегда – в пользу кого-то. Ребята спорили, соглашались, снова спорили, а я ловила себя на мысли, что для учителя важно признать уникальность жизненного опыта своих учеников, опыта как источника в познании действительности, как утверждения своей жизненной гражданской позиции. Мы свой выбор сделали, теперь нужно помочь сделать этот выбор им, нашим детям.

Я смотрю на своих учеников – и  понимаю, что миру нужны не только ученые, но и музыканты, спортсмены, художники. Главное – не костенеть и не стать однообразным, хотеть видеть в каждом ученике личность, радоваться успехам и создавать вместе с ними будущее. Организатор, лидер, собеседник – да. Ищущий, сомневающийся, жаждущий знаний не меньше своих учеников – да! Радость от каждой маленькой победы, способная свернуть горы – да! Побуждающий к активным действиям, мотивирующий к более высоким достижениям и росту – да! Вот то далеко не всё, что для меня складывается в слово Учитель.

Я не мечтала с детства стать учителем. Я – пример человека, которого профессия нашла сама. Случайно попав в школу, я поняла, что не бывает случайностей! Я хочу расти вместе со своими учениками, открывать им просторы мироздания, влюблять в собственный класс и давать в руки уверенность в завтрашнем дне, поскольку в руках у них будет самое важное орудие – умение добывать знания, отыскивать истину и воспринимать препятствия на пути как возможность попробовать свои силы и оттолкнуться как можно выше. И не будет единого образа идеального учителя, каждый человек на жизненном пути будет учить нас чему-то своему.

Читая в детстве повесть Галины Щербаковой «Отчаянная осень», я торопясь перелистывала страницы с рассуждениями о педагогике, учителях и педсоветах. Теперь же я с замиранием читаю слова «баушки» - директора школы, которая очень точно, на мой взгляд, описала идеал учителя: «В каждом из нас изначально есть педагогическая жилка.  Она дана нам как воздух, как слух, как способность мыслить.  Обопритесь же на то, что у вас есть от природы. Нельзя рассчитывать на талант, ибо он редкость. Дети приходят к нам таким, какие мы есть, и тогда каждый из нас должен высвободить из плена ту трепетную жилку, которая есть природный педагогический дар, и произойдет невероятное – вам станет легко! Любой из ваших уроков – это и есть протянутая рука каждому ученику, побуждение шагать вперед без страха, потому что вы – рядом!» А это так естественно – учить шагать…

Печать E-mail