Игровые технологии на уроках биологии

Вложения:
ФайлОписаниеРазмер файла:
Скачать этот файл (igrovye-tekhnologii.doc)Игровые технологии на уроках биологииФАЙЛ в ФОРМАТЕ .DOC49 kB

«Учитель всегда невольно стремится к тому,
чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания.
Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для учеников.
Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики».

Л.Н. Толстой.

Детство – это не период подготовки к будущей жизни. Это часть всей жизни. В нём ребята получают первый опыт решения возникающих проблем, учатся жить и работать с другими людьми, познавать себя и окружающий мир. Рано или поздно наступает время, когда каждого растущего человека начинают мучить вопросы «кто я?», «каков я?», «зачем я?». Ответить на них могут помочь их друзья, сверстники и, конечно же, мы взрослые.

По мнению ведущих психологов, способности развиваются в деятельности. Мы, педагоги, должны создать для учащихся условия и предоставить возможности проявить себя в различной деятельности, а также проследить, как под влиянием социально – культурной среды происходит развитие личности ребенка. На уроках биологии я отслеживаю продвижение ученика по двум важнейшим линиям развития: знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру. В соответствии с этим подходом регистрироваться должно освоение важнейших новых знаний и умений по каждой линии развития. Но умения применять знания важнее самих знаний. Фактически важны те знания и умения учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Во-вторых, важны и нужны прочные знания и умения, а не выученный к данному уроку материал. А согласно законам психологии, на поведение человека значимо влияет только то знание, которое связано с открытием, сделанным им самим.

Одна из известнейших китайских мудростей гласит: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь».

Однако знание, которое добыто лично тобой, истина, которая тобой добывается и усваивается в опыте, не может быть прямо передана другому. Как только кто-то пытается передать такой опыт непосредственно, вместо учения возникает принудительное обучение, результаты которого малозначимы. Именно поэтому во всём мире всё более популярными становятся инновационные технологии обучения, ориентированные на раскрытие способностей ребёнка, на всесторонний учёт его психических возможностей. К ним относятся и игровые технологии. В.А.Сухомлинский писал, что духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок.

В чём преимущества игровых форм обучения? Именно игровые формы урока ставят ученика в центр учебного процесса. При этом он не просто усваивает предлагаемый учителем материал, а сам ищет ответы на поставленные вопросы, применяет эти знания на практике и чётко осознаёт где, когда, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. В процессе игры происходит активизация познавательной деятельности, и это очень важно, т.к. всё больший процент детей демонстрирует снижение памяти, внимания, мышления. Учебные игры способствуют самоутверждению учащегося, позволяют выявить те его способности, о которых он сам, может, и не подозревал. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению учебного материала, а эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы и функции ребёнка.

Сегодняшнюю школу критикуют за перенасыщенность вербальных, рациональных методов и средств обучения, за то, что не принимается во внимание природная эмоциональность детей. Именно дидактическая игра объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности ребёнка. Кроме того, на таких уроках через активную познавательную деятельность решается также проблема межличностных отношений.

Ученики в условиях достаточно напряжённой учебной деятельности испытывают естественное утомление, напряжение, а может, и раздражение от чрезмерной «заорганизованности», постоянной регламентации поведения. Снять такое состояние легче всего именно в дидактической игре. Учитель, использующий дидактическую игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребёнка, а не из своих собственных соображений удобства или порядка. В повседневной жизни взрослый почти всегда выступает в качестве субъекта: воспитывающего, обучающего, ведущего. Учащийся, соответственно, представляет собой объект: воспитуемый, обучаемый, ведомый. В дидактической же игре учащийся создаёт собственную реальность, творя свой мир.

Именно поэтому игровые формы на уроках я использую довольно часто.  Они не только повышают мотивацию к обучению, но и адаптируют ребят к учебному процессу, расширяют кругозор, позволяют привлечь личный опыт для нахождения решения, учат работать в группе, раскрывают творческие возможности детей. Поэтому к играм на уроке можно ставить различные цели:

  • образовательные
    повышение престижа школьного курса биологии, привитие умения общаться с природой, выработку биологической грамотности, формирование у учащихся целостной картины мира, дифференцированный подход к изучению предмета
  • воспитательные
    воспитание в детях понимания необходимости сохранения биоразнообразия, а также сохранения своего здоровья и здоровья окружающих
  • развивающие
    сравнивать, систематизировать материал, делать выводы, работать с наглядными объектами, учебником и дополнительной литературой, работать в группе, применять жизненный опыт и полученные знания в нестандартных ситуациях

Для решения этих задач я стремлюсь к созданию на уроках таких условий, чтобы дети сотворили и сотрудничали со мной, могли самостоятельно искать истину, решать проблему, чтобы каждый имел право «сметь своё суждение иметь». По словам А.Франса, «чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». Именно игровые технологии позволяют в детях этот «аппетит» разбудить. На разных уроках можно использовать разные виды дидактических игр.

Игра «Окна». Использую на уроках изучения новой темы. В начале урока на доске начерчены квадраты – «окна». В ходе урока ученики сами по рассказу учителя заполняют окна. Для этого необходимо сначала поставить перед ними задачу. Например, на уроке «Вещества и явления» ставится вопрос: в каком виде вещества встречаются в природе? Навык заполнения «окон» поможет в последующем легко справиться с заполнением таблиц, что значительно облегчит работу с текстом.

Игра «Спящий опрос». Можно использовать как игровую форму контроля изученного материала. К уроку отбираются вопросы, которые требуют ответа «да» или «нет». По команде учителя ученики опускают голову на руки, закрыв глаза. Если ответ на вопрос «да», нужно поднять руку, если же ответ «нет», рука не поднимается. Одновременно в классе работают три консультанта. Они следят за правильностью ответов и отмечают неправильные ответы карточками, которые кладут на парту. По окончании опроса каждый ученик может оценить правильность своих ответов, сосчитав карточки за неверные ответы. Соответственно справляемости выставляются баллы. Эта форма опроса, кроме всего прочего, даёт возможность самооценки результата, что немаловажно при безотметочном обучении.

Игра «Верю – не верю». Выбор верного утверждения сопровождается пояснением, если отвечающий говорит: «Не верю!». Логично игру начать с деления класса на группы (пары), чтобы придать элемент соревнования. Обосновывая свой выбор, ученик не только развивает устную речь, но и учится защищать свою точку зрения, что позволяет оценить его ответ достаточно высоко. Ещё один вариант этой игры – «Да-нетка».

Игру «Морской бой» можно использовать на уроках обобщения, закрепления материала или как вариант контроля и актуализации знаний. Задания в ячейках могут объединять несколько тем или отражать различные аспекты одной темы. Вопросы могут также различаться по сложности. Форма проведения этой игры может быть групповой или индивидуальной, а система оценивания – накопительной или соответствовать сложности вопроса. Например, в клетках по горизонтали – вопросы по одной теме («Науки о природе», «Методы изучения природы», «Как древние люди представляли Вселенную» и «От Коперника до наших дней»), а по вертикали – усложняться от ячейки «1» к ячейке «4». Выбирая ячейку, ученик заранее предполагает сложность вопроса и, соответственно, оценку ответа.

Игра-путешествие. Предполагает логическое продвижение к результату урока. На каждой из станций-остановок решаются задания различной сложности и направленности. Оценивание по накопительной системе или суммируются. «Передвижение» от станции к станции с определённой скоростью, соответствующей количеству набранных баллов. Игровой момент – количество баллов соответствует определённому типу транспорта. Можно ускорить своё движение, сбросив «балласт», т.е. ответив на дополнительные вопросы, требующие осмысления материала на творческом уровне.

Ролевые игры. Внутри группы распределяются роли, соответствующие содержанию темы и подготовке учеников. Например, в теме «Развитие представлений о Вселенной» в каждой группе (количество групп соответствует числу гипотез) есть свой теоретик, который сообщает другим суть теории, капитан, который руководит подготовкой группы, пресс-секретарь, который составляет в своей тетради тезисы и помогает это сделать другим, и знаток, который подготавливает вопросы другим группам по своей теме. А в 8 классе на уроке «Заболевания органов дыхания» ребята делятся на группы специалистов: анатомы, физиологи, экологи, медики. Каждая группа в конце урока оценивает работу каждого из участников. Такой вид игры, кроме прочего, имеет профориентационное направление.

Работа в мини-группе более сложна, поэтому уравнять возможности каждого можно при помощи игры «Интервью». «Репортёр» по тексту готовит вопросы, «интервьюер» отвечает. Затем участники игры меняются ролями.

На любом уроке можно (и вполне результативно) использовать игровые моменты. Например, предложить рассказать о быте неандертальцев от имени неандертальского человека. Активизируют познавательную деятельность в начале урока «Тема наоборот», магические квадраты, в которых зашифрованы ключевые слова или фамилии учёных; заполнение пропущенных слов в «Записке путешественника», биологические лабиринты.

Отдельно нужно сказать об использовании рабочих листов на уроках. Он помогает ориентироваться в нестандартном ходе занятия, внушает чувство уверенности в успехе и позволяет рационально распределить рабочее время.

Использую я и другие элементы развивающих форм обучения. Это интегрированные нестандартные задачи, нестандартные ситуации.

  1. Нестандартные ситуации: «Какой мы увидим Венеру с борта космического корабля?», «Расскажи от лица кроманьонского человека, чем ты, как ребёнок, мог бы помочь своему племени», «На лугу скошена трава. Как определить, растения каких семейств могли расти на этой территории?»
  2. Нестандартные задачи:
    - Паша собрал в коробку пауков и жуков, всего 8 штук. Если пересчитать, сколько всего ног в коробке, то получится 54 ноги. Сколько в коробке жуков и пауков? Чем пауки отличаются от жуков?
    - Волки живут стаями. А лисы и рыси – нет. Предложи объяснение такого поведения животных. Выпиши все словосочетания из 1 предложения.
    - Количество почек у человека раздели на количество желудков, прибавь количество согласных звуков в слове «яблоневая». К полученному числу прибавь количество пальцев на ногах у человека и количество твёрдых согласных звуков в слове «человек».

Современная школа должна не только формировать определённый набор знаний и навыков у учащихся, но и пробудить их желание к самообразованию и реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности. Такой подход и лежит в основе развивающего обучения, одним из видов которого являются игровые технологии.

Печать Электронная почта

Добавить комментарий

Выражая публично свое мнение о материалах сайта или событиях, отраженных в материалах сайта, помните о том, что Ваши комментарии могут быть прочтены кем угодно, в том числе и детьми.
Убедительно просим Вас проявлять уважение ко мнению других пользователей сайта, соблюдать элементарные правила приличия, доброжелательность и ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Российской ФЕДЕРАЦИИ.


Защитный код
Обновить