Кейс 'Ботаника'
Тема: «Значение листа в жизни растений»
Вид кейса - обучающий. Тип кейса - аналитический (Case-incident method).
В ходе урока биологии по теме: «Значение листа в жизни растений» учитель ставит перед учащимися задачу выяснить: Действительно ли столь велика роль листа в жизни растения и нашей планеты в целом?
Для решения проблемы подготовлен кейс, в котором предложены различные материалы, раскрывающие функции листа. Учащиеся должны познакомиться с предложенными информационными источниками и, опираясь на них, сформулировать ответ на поставленный вопрос.
Организуется работа в подгруппах (создаётся 4 подгруппы) по поиску решения поставленной проблемы:
Группа школьников, развлекаясь, обрывает листья у кустарников, считая, что не наносит вреда растению.
Перед вами стоит задача: доказать ребятам, что лист, являясь частью растения, выполняет жизненно важные функции, без него растение погибнет.
На уроке учащиеся знакомятся с материалами кейса, ведётся работа в группах по поиску решения поставленной проблемы. Учитель отвечает на вопросы, консультирует учащихся, предлагает учащимся обратить внимание на следующие моменты:
- Каково строение листовой пластинки?
- Какие функции выполняет лист в растении?
- Какие процессы протекают в листе?
- Какова роль растений в природе и жизни человека?
На изучение материалов кейса, обсуждения в группах отводится 10-15 мин. На следующем этапе организуется обсуждение вариантов ответов, представленных группами. Учащиеся обосновывают свой выбор. Для каждой группы отводится примерно 5 мин. (20 мин.)
Затем обсуждаются ответы групп, делаются выводы.
Содержание кейса:
- Статья «Лист, его строение»
- Статья «Строение и функции тканей листа»
- Схема «Строение листовой пластинки. Процесс фотосинтеза»
- Схема «Процесса фотосинтеза»
- Схема «Процесса транспирации и газообмена»
- Материал учебника «Листопад»
Вопросы для обсуждения по материалам кейса:
- Дайте характеристику одному из органов растения – листу.
- Какие ткани образуют лист, и какие функции они выполняют?
- Какие процессы протекают в листе?
- Какого значения листопада в жизни растений?
- Проанализировав материалы кейса, сделайте вывод: какова роль листа в жизни растений, и какое значения играют растения в природе и жизни человека?
«Лист, его строение»
Лист - это боковой орган ограниченного роста, нарастающий основанием, состоит из двух частей (листовой пластинки и черешка). С помощью черешка лист прикрепляется к стеблю, но стоит заметить, что не каждое растение имеет черешки. Например, некоторые полевые растения, такие как лён, или комнатные растения, такие как алоэ, имеют листья без черешков. Они прикреплены к стеблю только лишь листовой пластинкой и в отличие от черешковых называются сидячими.
На листовой пластинке очень хорошо видны, особенно с нижней стороны, жилки. Из листовой пластинки жилки переходят в черешок.
Разнообразие листьев. Например, у дерева осины листья имеют всего лишь одну листовую пластинку. Такие листья, как правило, называют простыми. А вот у таких деревьев как рябина либо ясень листья имеют несколько листовых пластинок, которые прикреплены к одному главному черешку. Такие листья называются сложными.
Если взять для сравнения два листочка различных деревьев либо растений, то можно увидеть, листовые пластинки у них разнообразны. Так, например, у осины они округлые, у сирени – сердцевидные, а у пшеницы – длинные и узкие, другими словами их называют линейными листьями.
Основные функции - фотосинтез, газообмен, транспирация. В листьях могут откладываться запасные продукты, в отдельных случаях листья могут служить для вегетативного размножения.
У однолетних растений продолжительность жизни листа примерно равна продолжительности жизни стебля, у многолетних - значительно короче. У большинства растений лист живет не более 1 -1,5 года, но чаще меньше. У вечнозеленых растений лист функционирует 1 - 5 лет, а у некоторых - до 10 - 15 лет (ель, араукария). Исключение составляет растение африканских пустынь - вельвичия, у которой лист - постоянный орган и живет 90 - 100 лет.
«Строение и функции тканей листа»
Функции тканей листа
Эпидермис состоит из живых клеток различной формы, не способных к ассимиляции углекислого газа (кроме клеток устьиц), имеет особенности в строении клеточных стенок (наличие кутикулы). Защищает лист от неблагоприятных факторов внешней среды, регулирует поток света (способствуют различные структурные компоненты эпидермиса - восковой налет, волоски, выросты), за счет расположенных в эпидермисе устьиц обеспечивается поглощение углекислого газа и выделение кислорода.
Мякоть листа состоит из клеток двух типов клеток, которые образуют столбчатую и губчатую ткань.
Столбчатая ткань находится под эпидермисом, обращена к свету, содержит большую часть хлоропластов листа, выполняет основную работу в процессе поглощения света и выделении углекислого газа.
Губчатая ткань состоит из межклеточного вещества заполненного воздухом.
Проводящие пучки состоят из ксилемы, флоэмы и механической ткани образуют сложную разветвленную систему в листе.
Ксилема состоит из мертвых вытянутых клеток с утолщенными клеточными стенками. Главными клетками являются элементы сосудов. Ксилема обеспечивает приток воды и минеральных солей, за счет боковых стенок она выполняет также опорную и механическую функции.
Флоэма состоит из ситовидных трубок.
Флоэма обеспечивает отток продуктов фотосинтеза (органические вещества) из листа в другие органы растений.
Механическая ткань (представлена в виде в больших жилках)
Схема «Процесса фотосинтеза»
Фотосинтез - (от греч. «фото» - свет и «synthesis» - соединение), образование клетками высших растений, водорослей и некоторыми бактериями органических веществ и выделение кислорода при участии энергии света.
Схема «Процесс транспирации и газообмена»
Транспирация
Газообмен
У растений нет таких сложных органов дыхания, как у животных и человека. Однако они тоже дышат. Этот процесс называется газообменом. Он происходит через специальные щели на листьях и стеблях - устьица, а также через трещины в коре деревьев. Попадая внутрь, кислород проходит по межклетникам, потом растворяется в воде, пропитывающей клеточные стенки, и проникает в клетки. Исключение составляют некоторые виды водных растений (например, кувшинки и кубышки): они имеют воздушные полости в своих подводных частях. Потребность в кислороде у растений меньше, чем у животных и человека, но и они могут испытывать его нехватку. Особенно часто это случается с крупными экземплярами.
«Листопад в жизни растений»
Учебник Биология. Живой организм: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2011. Стр. 88
Убедительно просим Вас проявлять уважение ко мнению других пользователей сайта, соблюдать элементарные правила приличия, доброжелательность и ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Российской ФЕДЕРАЦИИ.