Урок «Скелет. Опорные системы животных.»

Тема урока: Опорные системы животных

6 класс

Цели и задачи:

Учащиеся должны знать и понимать:

Ход урока

  1. Организационный момент. Формирование групп. Обсуждение темы урока (ошибка в написании термина) (жЫвотных) Работаем с линеечками успешности. Определяем свой уровень на начало урока. Вторая линеечка – накопительная.
  2. Формирование новых понятий и терминов. Входной контроль. По теме урока – опорные слова – термины: скелет, желудок, выделение, кости, кислород, каркас, защита, кальций, опора, покров, мышцы,  хрящ, фотосинтез. (9 слов)
  3. Рассмотрим скелет человека и моллюска. Что в них общего? (это – опорная система организма). А что различного? (один – внутренний, другой – наружный) Заполните пробелы в тексте. Что можем заполнить? Что – нет? Заполним с помощью текста учебника, страница 97.

 

Какую форму работы мы выберем для того, чтобы записать данные о типах опорных систем у разных групп животных? (таблица) Какие это будут столбцы? (группа животных, тип скелета, из чего состоит, значение) 1 группа – простейшие, 2 группа – позвоночные, 3 группа – моллюски, 4 группа – членистоногие.

Систематическая группа

Пример животного

Тип скелета

Из чего состоит

Значение для животного

Простейшие

Радиолярии

Фораминиферы, панцирные жгутиконосцы

Внутренний

Наружный

Кремний

Известняк

Защита. Парение в воде

Моллюски

Головоногие

Улитки, мидии

Внутренний

Наружный

Хрящевая ткань

Известь и рогоподобное вещество

Поддерживают форму тела

Защита,

Членистоногие

Раки, крабы, насекомые

Наружный

Хитин, пропитан солями

Защита, прикрепление мышц

Позвоночные

Птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие

Внутренний

Костная ткань (соли кальция, фосфора) или хрящевая ткань

Защита, форма тела, прикрепление мышц, каркас

Один выступающий от группы озвучивает то, что получилось в таблице

Вопросы группам:

Рассмотрим внутренний скелет различных животных. Какие отделы можно выделить, если рассмотреть скелеты различных животных? (головы, туловища, конечностей)

Составьте схемы по тексту. Заполните знаковую таблицу ИНСЕРТ. Выпишите интересный факт под рубрикой «Это интересно!»

  1. Кости в скелете соединяются неодинаково. Большинство костей соединяются подвижно, что обеспечивает широкий диапазон движения. Такое соединение называется сустав. Кости в суставе удерживаются сухожилиями. 120 костей, которые образуют кисти рук и ступни ног (это больше половины всех костей скелета), обеспечивают огромное многообразие сложных движений. В позвоночнике, грудной клетке кости соединяются друг с другом с помощью желеобразных хрящевых дисков. Это полуподвижное хрящевое соединение. Оно обеспечивает гибкость и некоторую амортизацию при движении. Кости черепа, таза, которые обеспечивают защиту и опору, соединяются неподвижно. Они срастаются, образуя соединение костный шов.
  2. Кость – это сложный живой орган. Он состоит из нескольких слоёв. Снаружи кость покрыта надкостницей, клетки которой обеспечивают рост костей в толщину. Глубже располагается слой плотного вещества, которое состоит из клеток, пропитанных солями фосфора и кальция, обеспечивая тем самым большую прочность костей. Следующий слой - слой, образованный перекрещивающимися костными пластинками. Они уменьшают вес костей, не уменьшая их прочности. Это губчатый слой. По принципу строения этого слоя, т.е. по принципу расположения костных пластинок, построена знаменитая Эйфелева башня в Париже.
  3. В состав клеток костной ткани входят вещества двух групп – органические и минеральные. Минеральные – это соли кальция и фосфора. Они придают костям большую прочность. К примеру, бедренная кость человека может выдержать вес плиты в 1800 килограмм. Органические вещества придают костям упругость, способность сжиматься, но не деформироваться при нагрузках. Без органических веществ кость становиться хрупкой, быстро рассыпается на мелкие осколки (например, при обжигании её на огне). Без минеральных веществ кость становится гибкой, легко скручивается и сгибается (можно проверить это, положив кость на время в концентрированный раствор уксусной кислоты). Тем самым прочность и упругость костей – это заслуга всех веществ, входящих в состав костной ткани.
  4. Кости, которые выполняют разные функции, должны иметь разное строение. В скелете позвоночных животных различают длинные трубчатые кости, плоские губчатые и смешанные кости. К трубчатым костям относят кости конечностей, например, плечевую, бедренную и другие. Они выполняют функцию опоры. Лопатка, рёбра, кости черепа – это плоские кости. К их большой поверхности прикрепляются мышцы. Позвонки – это смешанные кости, они имеют неопределённую форму. К костям смешанного типа относят самые маленькие кости в организме – это слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко. Их общий вес не превышает 1,5 грамм.

Вернёмся к нашим линеечкам успешности. Каков ваш уровень теперь? Отметьте.

Закрепление. Выберите вариант контроля.

А. Выберите один ответ из предложенных (1-4 балла)

  1. Скелет есть а) у зайца; б) у гриба; в) у инфузории
  2. Наружный скелет у а) осьминога; б) синицы; в) у жука
  3. Скелет жука состоит из а) хитина; б) извести; в) хряща
  4. Скелет лошади состоит из а) черепа, б) скелета туловища, в) скелета конечностей, в) все варианты.
  5. Внутренний скелет имеет а) змея; б) краб; в) стрекоза; в) бабочка
  6. В состав костей входят а) органические вещества; б) минеральные соли; в) минеральные соли и органические вещества.
  7. Линька характерна для а) краба; б) червя; в) виноградной улитки.

Б. Выберите неверное утверждение, аргументируйте ответ (5-7 баллов)

  1. Все живые организмы имеют внутренний скелет.
  2. Некоторые простейшие имеют наружный скелет.
  3. Скелет выполняет опорную и защитную функции, а также служит местом прикрепления внутренних органов.
  4. Членистоногие имеют внутренний скелет.
  5. Раковины моллюсков – это наружный скелет.
  6. Линька характерна для земноводных животных.
  7. У позвоночных внутренний скелет.
  8. Скелет позвоночных состоит из скелета головы, туловища и конечностей.
  9. Кости позвоночных состоят из органических и неорганических веществ.

В. Ответьте на вопросы (8-10 баллов)

  1. Почему улитка медлительна, а таракан двигается гораздо быстрее?
  2. Почему больше всего суставов в конечностях?
  3. В составе опорно-двигательного аппарата – две системы: мышечная и скелетная. Почему именно эти системы входят в состав данного аппарата органов?

Дома:

В тетради составить план сегодняшнего урока. Что можно будет оценить в работе?

Печать