Формы работы по преобразованию информации

Памятка о формах работы по преобразованию информации содержит следующие модули:

Как составить ИНСЕРТ.
Как составить таблицу «Знаю - Хочу знать - Узнал».
Как составить тонкие и толстые вопросы.
Как составлять план, виды и примеры планов по содержанию.
Как составить кластер.
Как составить синквейн (пятистишие - резюме).
Как написать мини-сочинение.
Анализ иллюстрации.
Как работать над историческим документом.
Составление таблиц.
Как выполнить РАФТ.
Как составить денотантный граф. Пример денотантного графа.

 

Как составить ИНСЕРТ

ИНСЕРТ - система записи для эффективного чтения и размышления. При чтении расставь на полях текста пометки.

Пометки должны быть следующие:

После чтения текста с пометками заполни таблицу

ИНСЕРТ

V

-

+

?
       

 

Как составить таблицу «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»)

1 шаг: До знакомства с текстом самостоятельно или в группе заполняйте первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, заполните графу «Узнал».
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

     

 

Как составить тонкие и толстые вопросы

Составлять вопросы- одно из важных умений смыслового чтения. Это помогает вдумчиво, внимательно читать текст, выделять в нем ключевые и второстепенные моменты, правильно формулировать устное и письменное высказывание.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ, лежащий на поверхности текста.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый, с анализом,  рассуждением по материалу текста.
Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Дайте несколько объяснений, почему...?

Почему Вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Будет…?

Согласны ли Вы…?


 

Как составлять план

  1. Внимательно прочитай текст параграфа, выясни значение непонятных слов.
  2. Выбери из параграфа только тот материал, который раскрывает тему плана.
  3. Начинай составлять план только тогда, когда уяснил содержание материала в целом.
  4. Определи характер изложения материала.
  5. Раздели текст на смысловые части.
  6. В зависимости от вида плана выбери один из предлагаемых путей:
    а) если план простой (по форме) , то раздели текст на законченные по смыслу части, выдели в них главные мысли, четко, ясно, конкретно сформулируй их и запиши.
    б) если план сложный (по форме) , то соотнеси выделенные главные мысли между собой и запиши их в виде основных пунктов; найди положения, которые поясняют, развивают главные мысли, запиши их в виде подпунктов.
  7. Напиши черновик плана.
  8. Составив план, проверь, раскрывает ли он содержание темы, помогает ли усвоить материал, связаны ли пункты плана по смыслу.
  9. Аккуратно перепиши усовершенствованный вариант плана.

Виды планов по содержанию

Информативный план - выделение и осознание в тексте главного, существенного: фактов, внутренних связей. Информативный план должен воспроизвести информацию максимально близко к оригиналу.

Пример простого информативного плана:

  1. Александр Невский против немцев и датчан.
  2. Ловушка Чудского озера.
  3. 5 апреля 1242 года- Ледовое побоище.
  4. Итог сражения.
  5. Значение сражения.

Пример сложного информативного плана:

ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ

  1. Александр Невский против немцев и датчан.

а) освобождение Пскова,
б) помощь суздальской дружины.

  1. Ловушка Чудского озера.

а) слабые места рыцарского войска,
б) преимущества русского войска.

  1. 5 апреля 1242 года

а) построение рыцарского войска,
б) построение русского войска,
в) отступление русских войск,
г) неожиданный натиск русских,
д) полный разгром рыцарей.

  1. Итог сражения

а) поражение рыцарского войска,
б) потери русских войск.

  1. Значение Ледового сражения

а) отказ рыцарей о завоевания,
б) устранение угрозы с запада,
в) Русь отстояла территорию и веру.

 

Картинный план - образное, яркое, красочное описание исторического события, события художественного произведения и др. Развитие навыков письменной речи.

Пример картинного плана:

ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ

  1. Союзные войска противника плотным кольцом окружили Севастополь.
  2. Тысячи людей под огнем противника трудись на сооружении оборонительных рубежей.
  3. Трагедия черноморского флота- несколько кораблей затоплены для защиты Севастопольской бухты.
  4. Долгих 11 месяцев жестоких бомбардировок и героических контратак против врага.
  5. Трагическая гибель руководителей обороны - В.А.Корнилова, П.С.Нахимова, В.И.Истомина.
  6. Мужество солдат и офицеров, защитников черноморской твердыни, потрясло современников.
  7. Самоотверженность защитников Севастополя - мирных жителей.
  8. После захвата господствующей высоты - Малахова кургана - дальнейшая оборона потеряла всякий смысл.
  9. Мужественные защитники с болью покидают южную часть Севастополя.

 

Смысловой план - перечисление существенных признаков, положений и т.п., характеризующих главные исторические факты, которые могут быть выявлены при анализе соответствующего текста под определенным углом зрения (причины, последствия, историческое значение), факторы и т.п.

 

Стереотипный план - это рассмотрение однородных фактов с целью выявления единичных, особенных и общих признаков. Используя стереотипный план, вы получите возможность актуализировать, систематизировать и обобщать ранее полученные знания и интегрировать с ними новые.

Пример стереотипного плана:

АНГАРА

  1. Ангара находится на востоке Евразии.
  2. Ангара находится между 940в.д. и 1050в.д.
  3. Река берет свое начало в озере Байкал.
  4. Течет с юга на север, в среднем течении-с востока на запад.
  5. Ангара впадает в Енисей.
  6. Примерная длина Ангары-1779км.
  7. Относится к бассейну Северного Ледовитого океана.

 

Тезисный план- перечисление существенных сторон, признаков, причин, следствий, фактов, не имеющих в истории аналогов. Цель составления тезисных планов- актуализация уникальности, неповторимости событий и явлений, а также источников, содержащих информацию о них.

Пример тезисного плана:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИЗБРАННОЙ РАДЫ

  1. С легкой руки князя Курбского новое правительство, состоявшее из узкого круга вельмож, получило название Избранной рады.
  2. В 1549 году в Москве впервые был созван Земский собор- совещательный орган при царе, представлявший высшее духовенство, бояр и служилых людей.
  3. На следующий год «уложили» новый Судебник, большая часть статей которого посвящалась вопросам управления и суда.
  4. Церковные соборы 1549 и 1551г.г. утвердили единый пантеон православных святых, унифицировали обряды, осудили произвол монастырских игуменов и падение морали среди духовенства.
  5. Впервые в Русском государстве создавались специализированные по отраслям органы местного управления-приказы.

 

Как составить кластер

  1. Прочитать текст и выделить в нем большие и малые смысловые единицы.
  2. После обдумывания и уточнения формулировок смысловых блоков записать принятые решения.
  3. На основе текста вокруг каждого прямоугольника в кружках кратко записать сведения, раскрывающие смысловые блоки.
  4. Установить связи между отдельными блоками и информацией в кружках (веточках кластера) соединить их стрелками.
  5. На основе других источников или после обсуждения в группе дополнить кластер новыми «веточками»-сведениями.

Пример кластера:


 

Как составить синквейн (пятистишие – резюме)

Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, требующее синтеза информации и материала в кратких выражениях.

Правила написания синквейна:

Первая строчка – тема одним словом (существительное).

Вторая строчка – описание темы в двух словах (два прилагательных).

Третья строчка – описание действия (три глагола).

Четвертая строчка – фраза, крылатое выражение (четыре-пять слов).

Пятая строчка – ассоциация, синоним темы (обычно существительное).

Примеры синквейнов:

Учитель

Добрый, знающий

Учит, воспитывает, помогает

Старый друг лучше новых двух

Мастер

Школа

Бесшабашная, разная

Учит, ранит, вдохновляет

Дом, в котором я живу

Судьба


 

Как написать мини-сочинение

  1. В мини-сочинении должна быть раскрыта тема и четко прослеживаться идея. То есть вы должны дать прямой ответ на поставленный вопрос, а не выкладывать на лист всё, что знаете о теме, произведении. Не перегружайте свое сочинение не относящимися к делу подробностями.
  2. В мини-сочинении должен быть изложен традиционный (то есть общепринятый, зафиксированный в учебниках) взгляд на проблему. Вы можете изложить свою позицию, но лишь после того, как покажете знание «традиционной версии» версии.
  3. Мини-сочинение должно быть логичным по форме и доказательным по содержанию. Каждый абзац должен работать на доказательство главного тезиса. Правильный ответ на вопрос должен быть основан на анализе, а не на пересказе.
  4. Помните, что композиция мини-сочинения должна включать содержательное вступление, основную часть (собственно доказательство) и содержательное заключение. При этом все части сочинения должны быть связаны между собой.
  5. Не забудьте подтвердить тезис своего сочинения цитатой – прямой или косвенной. Не следует приводить излишне развёрнутые цитаты. Однако без постоянных обращений к авторскому тексту в сочинении не обойтись. Если вы не помните дословно нужную вам цитату, изложите её своими словами. Однако учтите: этот совет касается только эпических и драматических произведений; лирику пересказывать нельзя!
  6. Пользуйтесь научной терминологией. Сочинение – школьный вариант литературоведческого или исторического исследования.
  7. В идеале сочинение должно быть написано литературным языком, без грамматических, стилистических и лексических ошибок.

Итак, в своей работе вы должны решить следующие задачи: дать чёткий ответ на поставленный вопрос, продемонстрировать владение вопросом или текстом произведения, показать теоретические знания и проявить свою грамотность.

Тренируйтесь, и у вас всё получится. Лучший способ научиться писать мини-сочинения – писать их регулярно.


 

Анализ иллюстрации

Задание. Рассмотреть и проанализировать иллюстрацию.

  1. Представлением произведения:
  1. Описание изображения:
  1. Толкование изображения как свидетельства эпохи:

 

Как работать над   историческим документом

  1. Атрибуция (паспортизация) исторического документа:

а) как называется документ, к какому виду источников он относится.
б) кто автор документа, когда написан документ?

  1. Какую проблему поднимает автор документа?
  2. Каково отношение автора документа к поднятой проблеме?
  3. Аргументируйте авторскую позицию на основе документа.
  4. Существуют ли другие позиции по отношению к поднятой в документе проблеме отличные от авторской.
  5. Аргументируйте другие позиции по отношению к поднятой в документе проблеме отличные от авторской.
  6. Как описанная проблема (событие) вписывается в тему урока?
  7. Оцените объективность точки зрения автора. Выразите свое отношение к позиции автора?

 

Составление таблиц

Сравнительно-обобщающая таблица

Начиная сравнение, в тексте учебника или другого источника нужно:

  1. Выделить существенные признаки, по которым необходимо провести сопоставление фактов.
  2. Сформулировать их в виде пунктов краткого стереотипного плана, записать в графу1.
  3. В другие графы (2,3,4) по горизонтали занести сведения по каждой линии сравнения.
  4. Сформулировать частные выводы о сходстве и различии сравниваемых объектов.
  5. Итоги сравнительной работы свести в обобщающем выводе, представляющем собой.

а) либо перечень сходств и различий (вывод-перечисление)
б) оценочный вывод.

Пример сравнительной таблицы:

 

22 июня

23 сентября

22 декабря

Северное полушарие

1. день длиннее ночи

2. на параллели 23,50 с.ш. солнце находится в зените

3. на параллели 66,50 с.ш.-полярный день

1. день равен ночи

2. на экваторе лучи падают отвесно

1. день короче ночи

2. на параллели 23,50 с.ш. лучи падают наклонно

3. на параллели 66,50 с.ш.- полярная ночь

Южное полушарие

1. день короче ночи

2. на параллели 23,50 ю.ш. лучи под наклоном

3. на параллели 66,50 ю.ш.-полярная ночь

1. день равен ночи

2. на экваторе лучи падают отвесно

1. день длиннее ночи

2. на параллели 23,50 ю.ш. солнце в зените

3. на параллели 66,50 ю.ш.-полярный день

Выводы:

22 июня северное полушарие освещено больше и прогревается сильнее, чем южное. 22декабря южное полушарие освещено больше и сильнее прогревается. 23 сентября оба полушария освещены одинаково.

 

Конкретизирующая таблица

Таблицы конкретизирующие способствуют лучшему усвоению понятий, учат доказательству, всестороннему анализу фактов и также опираются на умения составлять смысловые и тезисные планы, делать разнообразные обобщающие выводы.

Пример конкретизирующей таблицы:

Слои

Свойства

Толщина

Тропосфера

Самый нижний слой атмосферы

18 км над экватором
10-12 км. в умеренных широтах
8-10 км в полюсных широтах

Стратосфера

Плотность воздуха ниже, чем в тропосфере.
Нижний слой из газа озона.

20-50 км

Мезосфера
Термосфера
Экзосфера

много водорода
температура очень высокая
водород

60 км
200км
400км


 

Как выполнить РАФТ

РАФТ - Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема).

Основной задачей для выполняющих это задание является описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа. Сложность задачи в том, что этот персонаж должен учитывать аудиторию, к которой обращается.

Данное задание требует:

Необходимо также заметить, что форма 3-го лица помогает снять страх перед самостоятельным высказыванием.


 

Как составить денотантный граф

Способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

При составлении денотантного графа надо соблюдать 2 главных правила:

  1. Чередование имени существительного и глагола.

1.1. Именем может быть одно существительное или группа существительных с другими именными частями речи.
1.2. Глагол выражает развитие мысли от понятия к его существенному признаку.

  1. Точный выбор глагола, связующего понятие и его признак.

2.1. Глаголы, обозначающие цель – направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.
2.2. Глаголы, обозначающие процесс достижения результата – достигать, осуществляться и т.д.
2.3. Глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата – основываться, опираться, базироваться и т.д.
2.4. Глаголы- связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия.

Пример денотантного графа

Византийская культура

 

Печать