Формы работы по преобразованию информации
Памятка о формах работы по преобразованию информации содержит следующие модули:
Как составить ИНСЕРТ. Как составить таблицу «Знаю - Хочу знать - Узнал». Как составить тонкие и толстые вопросы. Как составлять план, виды и примеры планов по содержанию. Как составить кластер. Как составить синквейн (пятистишие - резюме). |
Как написать мини-сочинение. Анализ иллюстрации. Как работать над историческим документом. Составление таблиц. Как выполнить РАФТ. Как составить денотантный граф. Пример денотантного графа. |
Как составить ИНСЕРТ
ИНСЕРТ - система записи для эффективного чтения и размышления. При чтении расставь на полях текста пометки.
Пометки должны быть следующие:
- «v» если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
- «-» если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали; «+» если то, что вы читаете, является для вас новым;
- «?» если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
После чтения текста с пометками заполни таблицу
ИНСЕРТ
V |
- |
+ |
? |
Как составить таблицу «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»)
1 шаг: До знакомства с текстом самостоятельно или в группе заполняйте первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, заполните графу «Узнал».
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
Как составить тонкие и толстые вопросы
Составлять вопросы- одно из важных умений смыслового чтения. Это помогает вдумчиво, внимательно читать текст, выделять в нем ключевые и второстепенные моменты, правильно формулировать устное и письменное высказывание.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ, лежащий на поверхности текста.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый, с анализом, рассуждением по материалу текста.
Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов
Толстые вопросы |
Тонкие вопросы |
Дайте несколько объяснений, почему...? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? |
Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Согласны ли Вы…? |
Как составлять план
- Внимательно прочитай текст параграфа, выясни значение непонятных слов.
- Выбери из параграфа только тот материал, который раскрывает тему плана.
- Начинай составлять план только тогда, когда уяснил содержание материала в целом.
- Определи характер изложения материала.
- Раздели текст на смысловые части.
- В зависимости от вида плана выбери один из предлагаемых путей:
а) если план простой (по форме) , то раздели текст на законченные по смыслу части, выдели в них главные мысли, четко, ясно, конкретно сформулируй их и запиши.
б) если план сложный (по форме) , то соотнеси выделенные главные мысли между собой и запиши их в виде основных пунктов; найди положения, которые поясняют, развивают главные мысли, запиши их в виде подпунктов. - Напиши черновик плана.
- Составив план, проверь, раскрывает ли он содержание темы, помогает ли усвоить материал, связаны ли пункты плана по смыслу.
- Аккуратно перепиши усовершенствованный вариант плана.
Виды планов по содержанию
Информативный план - выделение и осознание в тексте главного, существенного: фактов, внутренних связей. Информативный план должен воспроизвести информацию максимально близко к оригиналу.
Пример простого информативного плана:
- Александр Невский против немцев и датчан.
- Ловушка Чудского озера.
- 5 апреля 1242 года- Ледовое побоище.
- Итог сражения.
- Значение сражения.
Пример сложного информативного плана:
ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ
- Александр Невский против немцев и датчан.
а) освобождение Пскова,
б) помощь суздальской дружины.
- Ловушка Чудского озера.
а) слабые места рыцарского войска,
б) преимущества русского войска.
- 5 апреля 1242 года
а) построение рыцарского войска,
б) построение русского войска,
в) отступление русских войск,
г) неожиданный натиск русских,
д) полный разгром рыцарей.
- Итог сражения
а) поражение рыцарского войска,
б) потери русских войск.
- Значение Ледового сражения
а) отказ рыцарей о завоевания,
б) устранение угрозы с запада,
в) Русь отстояла территорию и веру.
Картинный план - образное, яркое, красочное описание исторического события, события художественного произведения и др. Развитие навыков письменной речи.
Пример картинного плана:
ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ
- Союзные войска противника плотным кольцом окружили Севастополь.
- Тысячи людей под огнем противника трудись на сооружении оборонительных рубежей.
- Трагедия черноморского флота- несколько кораблей затоплены для защиты Севастопольской бухты.
- Долгих 11 месяцев жестоких бомбардировок и героических контратак против врага.
- Трагическая гибель руководителей обороны - В.А.Корнилова, П.С.Нахимова, В.И.Истомина.
- Мужество солдат и офицеров, защитников черноморской твердыни, потрясло современников.
- Самоотверженность защитников Севастополя - мирных жителей.
- После захвата господствующей высоты - Малахова кургана - дальнейшая оборона потеряла всякий смысл.
- Мужественные защитники с болью покидают южную часть Севастополя.
Смысловой план - перечисление существенных признаков, положений и т.п., характеризующих главные исторические факты, которые могут быть выявлены при анализе соответствующего текста под определенным углом зрения (причины, последствия, историческое значение), факторы и т.п.
Стереотипный план - это рассмотрение однородных фактов с целью выявления единичных, особенных и общих признаков. Используя стереотипный план, вы получите возможность актуализировать, систематизировать и обобщать ранее полученные знания и интегрировать с ними новые.
Пример стереотипного плана:
АНГАРА
- Ангара находится на востоке Евразии.
- Ангара находится между 940в.д. и 1050в.д.
- Река берет свое начало в озере Байкал.
- Течет с юга на север, в среднем течении-с востока на запад.
- Ангара впадает в Енисей.
- Примерная длина Ангары-1779км.
- Относится к бассейну Северного Ледовитого океана.
Тезисный план- перечисление существенных сторон, признаков, причин, следствий, фактов, не имеющих в истории аналогов. Цель составления тезисных планов- актуализация уникальности, неповторимости событий и явлений, а также источников, содержащих информацию о них.
Пример тезисного плана:
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИЗБРАННОЙ РАДЫ
- С легкой руки князя Курбского новое правительство, состоявшее из узкого круга вельмож, получило название Избранной рады.
- В 1549 году в Москве впервые был созван Земский собор- совещательный орган при царе, представлявший высшее духовенство, бояр и служилых людей.
- На следующий год «уложили» новый Судебник, большая часть статей которого посвящалась вопросам управления и суда.
- Церковные соборы 1549 и 1551г.г. утвердили единый пантеон православных святых, унифицировали обряды, осудили произвол монастырских игуменов и падение морали среди духовенства.
- Впервые в Русском государстве создавались специализированные по отраслям органы местного управления-приказы.
Как составить кластер
- Прочитать текст и выделить в нем большие и малые смысловые единицы.
- После обдумывания и уточнения формулировок смысловых блоков записать принятые решения.
- На основе текста вокруг каждого прямоугольника в кружках кратко записать сведения, раскрывающие смысловые блоки.
- Установить связи между отдельными блоками и информацией в кружках (веточках кластера) соединить их стрелками.
- На основе других источников или после обсуждения в группе дополнить кластер новыми «веточками»-сведениями.
Пример кластера:
Как составить синквейн (пятистишие – резюме)
Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, требующее синтеза информации и материала в кратких выражениях.
Правила написания синквейна:
Первая строчка – тема одним словом (существительное).
Вторая строчка – описание темы в двух словах (два прилагательных).
Третья строчка – описание действия (три глагола).
Четвертая строчка – фраза, крылатое выражение (четыре-пять слов).
Пятая строчка – ассоциация, синоним темы (обычно существительное).
Примеры синквейнов: |
|
Учитель Добрый, знающий Учит, воспитывает, помогает Старый друг лучше новых двух Мастер |
Школа Бесшабашная, разная Учит, ранит, вдохновляет Дом, в котором я живу Судьба |
Как написать мини-сочинение
- В мини-сочинении должна быть раскрыта тема и четко прослеживаться идея. То есть вы должны дать прямой ответ на поставленный вопрос, а не выкладывать на лист всё, что знаете о теме, произведении. Не перегружайте свое сочинение не относящимися к делу подробностями.
- В мини-сочинении должен быть изложен традиционный (то есть общепринятый, зафиксированный в учебниках) взгляд на проблему. Вы можете изложить свою позицию, но лишь после того, как покажете знание «традиционной версии» версии.
- Мини-сочинение должно быть логичным по форме и доказательным по содержанию. Каждый абзац должен работать на доказательство главного тезиса. Правильный ответ на вопрос должен быть основан на анализе, а не на пересказе.
- Помните, что композиция мини-сочинения должна включать содержательное вступление, основную часть (собственно доказательство) и содержательное заключение. При этом все части сочинения должны быть связаны между собой.
- Не забудьте подтвердить тезис своего сочинения цитатой – прямой или косвенной. Не следует приводить излишне развёрнутые цитаты. Однако без постоянных обращений к авторскому тексту в сочинении не обойтись. Если вы не помните дословно нужную вам цитату, изложите её своими словами. Однако учтите: этот совет касается только эпических и драматических произведений; лирику пересказывать нельзя!
- Пользуйтесь научной терминологией. Сочинение – школьный вариант литературоведческого или исторического исследования.
- В идеале сочинение должно быть написано литературным языком, без грамматических, стилистических и лексических ошибок.
Итак, в своей работе вы должны решить следующие задачи: дать чёткий ответ на поставленный вопрос, продемонстрировать владение вопросом или текстом произведения, показать теоретические знания и проявить свою грамотность.
Тренируйтесь, и у вас всё получится. Лучший способ научиться писать мини-сочинения – писать их регулярно.
Анализ иллюстрации
Задание. Рассмотреть и проанализировать иллюстрацию.
- Представлением произведения:
- К какому виду иллюстративного источника относится данное произведение? (репродукции, рисунки, схемы, фотографии)
- Какое событие или явление изображено? К чему оно относится: к политическому событию, к историческому деятелю, к военной операции, к повседневной жизни?
- Когда создано это произведение? Каковы прямые или косвенные сведения о времени, стиле, месте публикации изображения?
- Каково место действия изображенного на картине: поле битвы, город и др.
- Кто изображен на картине? Легко ли узнать реальные исторические лица, определить социальное положение представителей общественных групп?
- Описание изображения:
- Как расположены фигуры- по одиночке или группами, все ли изображенные на картине люди показаны равноценно?
- Какие художественные средства использованы автором для своего произведения: цвета, символы?
- Толкование изображения как свидетельства эпохи:
- Какова значимость этого изображения как свидетельства эпохи: чем примечательно время создания этой картины?
- Объективно ли это изображение?
- Какова общественная позиция автора картины, поддерживает ли он или не одобряет изображенное им событие/явление?
- В чем ценность информации, которую несет в себе данное произведение?
Как работать над историческим документом
- Атрибуция (паспортизация) исторического документа:
а) как называется документ, к какому виду источников он относится.
б) кто автор документа, когда написан документ?
- Какую проблему поднимает автор документа?
- Каково отношение автора документа к поднятой проблеме?
- Аргументируйте авторскую позицию на основе документа.
- Существуют ли другие позиции по отношению к поднятой в документе проблеме отличные от авторской.
- Аргументируйте другие позиции по отношению к поднятой в документе проблеме отличные от авторской.
- Как описанная проблема (событие) вписывается в тему урока?
- Оцените объективность точки зрения автора. Выразите свое отношение к позиции автора?
Составление таблиц
Сравнительно-обобщающая таблица
Начиная сравнение, в тексте учебника или другого источника нужно:
- Выделить существенные признаки, по которым необходимо провести сопоставление фактов.
- Сформулировать их в виде пунктов краткого стереотипного плана, записать в графу1.
- В другие графы (2,3,4) по горизонтали занести сведения по каждой линии сравнения.
- Сформулировать частные выводы о сходстве и различии сравниваемых объектов.
- Итоги сравнительной работы свести в обобщающем выводе, представляющем собой.
а) либо перечень сходств и различий (вывод-перечисление)
б) оценочный вывод.
Пример сравнительной таблицы:
22 июня |
23 сентября |
22 декабря |
|
Северное полушарие |
1. день длиннее ночи 2. на параллели 23,50 с.ш. солнце находится в зените 3. на параллели 66,50 с.ш.-полярный день |
1. день равен ночи 2. на экваторе лучи падают отвесно |
1. день короче ночи 2. на параллели 23,50 с.ш. лучи падают наклонно 3. на параллели 66,50 с.ш.- полярная ночь |
Южное полушарие |
1. день короче ночи 2. на параллели 23,50 ю.ш. лучи под наклоном 3. на параллели 66,50 ю.ш.-полярная ночь |
1. день равен ночи 2. на экваторе лучи падают отвесно |
1. день длиннее ночи 2. на параллели 23,50 ю.ш. солнце в зените 3. на параллели 66,50 ю.ш.-полярный день |
Выводы: |
22 июня северное полушарие освещено больше и прогревается сильнее, чем южное. 22декабря южное полушарие освещено больше и сильнее прогревается. 23 сентября оба полушария освещены одинаково. |
Конкретизирующая таблица
Таблицы конкретизирующие способствуют лучшему усвоению понятий, учат доказательству, всестороннему анализу фактов и также опираются на умения составлять смысловые и тезисные планы, делать разнообразные обобщающие выводы.
Пример конкретизирующей таблицы:
Слои |
Свойства |
Толщина |
Тропосфера |
Самый нижний слой атмосферы |
18 км над экватором |
Стратосфера |
Плотность воздуха ниже, чем в тропосфере. |
20-50 км |
Мезосфера |
много водорода |
60 км |
Как выполнить РАФТ
РАФТ - Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема).
Основной задачей для выполняющих это задание является описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа. Сложность задачи в том, что этот персонаж должен учитывать аудиторию, к которой обращается.
Данное задание требует:
- готовности к импровизации;
- свободного взаимодействия (общение на том языке, на котором думает собеседник);
- анализа своих поступков и происходящих событий, осознание своего отношения к миру;
- формирует понимание специфики жанра, учит разбираться в художественных средствах.
Необходимо также заметить, что форма 3-го лица помогает снять страх перед самостоятельным высказыванием.
Как составить денотантный граф
Способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
При составлении денотантного графа надо соблюдать 2 главных правила:
- Чередование имени существительного и глагола.
1.1. Именем может быть одно существительное или группа существительных с другими именными частями речи.
1.2. Глагол выражает развитие мысли от понятия к его существенному признаку.
- Точный выбор глагола, связующего понятие и его признак.
2.1. Глаголы, обозначающие цель – направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.
2.2. Глаголы, обозначающие процесс достижения результата – достигать, осуществляться и т.д.
2.3. Глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата – основываться, опираться, базироваться и т.д.
2.4. Глаголы- связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия.
Пример денотантного графа
Византийская культура